Церковь, в которой венчались Е.И.Шапошникова и Н.К.Рерих.

 Sitemap

По рериховским местам


Санкт Петербург

Церковь вмц. Екатерины при Императорской Академии художеств

Церковь, в которой венчались Е.И.Шапошникова и Н.К.Рерих.

Двадцать восьмого октября 1901 года в церкви святой Екатерины при Императорской Академии художеств состоялось венчание Елены Ивановны Шапошниковой и Николая Константиновича Рериха. Церковь святой Екатерины находится на Васильевском острове, внутри здания Академии художеств, и расположена в анфиладе второго этажа северного корпуса.


Академия художеств (справа купол церкви). Фото 2009 года.
Увеличить

Вид на внутренний двор и церковь из окна корпуса Академии художеств. Фото 2009 года. Увеличить

Вид на внутренний двор и церковь из окна корпуса Академии художеств. Фото 2009 года. Увеличить

Вид c северной стороны.
Фото 2009 года. Увеличить

Интерьер церкви в Академии художеств.
Фото 2009 года. Увеличить

Интерьер церкви в Академии художеств. Фото 2009 года.
Увеличить

Академия художеств основана Елизаветой Петровной в 1758 по инициативе гр. И. И. Шувалова. Здание академии было возведено на берегу Невы в 1764–1788 по проекту А. Ф. Кокоринова и Ж. Б. Валлен-Деламота при участии Ю. М. Фельтена. Церковь во имя прп. Иоанна Дамаскина, защитника иконопочитания, была заложена по проекту Деламота 28 июня 1765 митрополитом Новгородским Димитрием и архиепископом Санкт-Петербургским Гавриилом в присутствии Екатерины II. Храм располагался на втором этаже со стороны сада. Несмотря на это, студентам целых 55 лет приходилось пользоваться временным походным храмом Сошествия Св. Духа, который ранее принадлежал русскому гарнизону в Пиллау. Над постройкой церковного купола и помещения храма много потрудился в 1770-е Фельтен, но окончательной отделке помешали разные обстоятельства. Отделку первоначально поручили молодым выпускникам Академии – братьям Ивану и Алексею Алексеевичам Ивановым, но их предложения не были осуществлены.
Несмотря на то, что в 1818 на завершение церкви были истребованы средства, оно началось только в 1832 по чертежам К. А. Тона и под руководством И. О. Вальпреда, причем предполагалось, что церковь „будет украшена живописными и ваятельными произведениями первенствующих наших академических художников“. Так и случилось. Акад. В. К. Шебуев написал на западной стене несохранившееся „Крещение Руси“ и участвовал в исполнении образов для двухъярусного иконостаса работы Иванова, декорированного коринфскими пилястрами, вместе с акад. А. Е. Егоровым, А. Г. Варнеком, Ф. П. Брюлло, А. И. Ивановым. Эскиз плафона принадлежал кисти Шебуева. Автором евангельских сцен был П. В. Басин, запрестольного образа „Моление о чаше“ – Ф. А. Бруни, лепки – Т. Дылев.
Вопреки православным канонам, в украшении обильно использовались „ваятельные изображения“, на что потребовалось разрешение митрополита Серафима. Коленопреклоненных ангелов по краям иконостаса исполнил С. И. Гальберг, статуи четырех евангелистов по углам свода – В. И. Демут-Малиновский, рельефы меж пилястр – А. А. Иванов, П. А. Ставассер и К. М. Климченко, пилястры и фриз – Трискорни. Работы продолжались и в 1841, когда дополнительные „большие“ рельефы создали, кроме Иванова и Ставассера, также А. И. Теребенев и Д. И. Иенсен. Все эти работы стоили 5 тыс. руб.
За счет Императора была сделана утварь к освящению, которое состоялось 24 ноября 1837, когда церковь получила свое название в память Екатерины II. В 1847–1848 К. А. Тону наконец-то удалось возвести над храмом купол, плафон в котором исполнил П. С. Тюрин по эскизу Шебуева. В 1878 акад. П. Ф. Плешанов написал выносные иконы; в 1884 был постановлен новый, украшенный мозаикой престол.
С 1850 около 50 лет в храме настоятельствовал прот. Илия Самуилович Денисов. Дьяконом в 1853–1895 был В. П. Постников, активный член Общества распространения религиозно-нравственного просвещения, который в свой семье воспитывал нескольких сирот и пользовался в народе большой любовью. Последним перед революцией священником был прот. Петр Константинович Любимов. Весной 1919 он „заболел от голода отеком лица“ и уехал из города. 8 августа 1918 был создан приход, председателем совета которого стал архитектор акад. М. Т. Преображенский.
Церковь закрыта 17 октября 1919 и стала частью музея Академии. Ликвидирована весной 1929. Долгие годы в помещении находился клубный зал Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина. 10 ноября 1991 возобновлены богослужения и начата реставрация интерьера. Через четыре года в храме восстановлен иконостас, и 25 ноября 1995 он освящен по полному чину епископом Тихвинским Симоном. Новый иконостас сделан по эскизу настоятеля игумена Александра (Федорова) и арх. О. Иевлевой. Образа написал А. Стальнов, преподаватель иконописи в духовных школах Петербурга. В 1995 общине передана часовня свт. Спиридона Тримифунтского на Большом проспекте Васильевского острова. На куполе храма в 2001 водружен крест. Институт, кроме того, обрел статус „академического“.

Архивные источники
РГИА. Ф. 789. Оп. 1. Д. 211; Оп. 23. Д. 1; Ф. 815. Оп. 16. Д. 1059.
ЦГИА СПб. Ф. 678. Оп. 1. Д. 371.
Литературные источники
ОИАХ. 1817–1834. С. 6, 11–12; 1828–1830. С. 8, 22, 24; 1835–1836. С. 9; 1836–1837. С. 10–12; 1847–1848. С. 21; 1878–1879. С. 39.
ИСС. 1878. Т. 6. С. 217–220. ПАЛ. С. 276–278.
Кутейникова Н., Сазонова К. Домовая церковь св. Екатерины Академии художеств в Санкт-Петербурге. СПб., 1993.
Лисовский В. Г. Академия художеств. СПб., 1997. С. 44–48.
Периодика
Художественная газета. 1841. № 12. С. 4–5.
Нива. 1884. № 1884. № 37. С. 881–884.
СПбВ. 1995. № 245.
Православие и жизнь: Прил. к газ. „Вечерний С.-Петербург“. 2000. 14 дек. С. 3.



Елена Ивановна Рерих: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Николай Константинович Рерих: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Семья Рерихов: | 1 | 2 | 3 | 4 | дальше>>