Сергиевский всей Артиллерии собор

 Sitemap

По рериховским местам


Санкт Петербург

Сергиевский всей Артиллерии собор

Собор, в котором крестили Елену Шапошникову (не сохранился).

Крестили Елену Шапошникову 20 марта 1879 года в Сергиевском всей Артиллерии соборе, который был расположен через дом от того дома, в котором жила семья — на пересечении Сергиевской улицы и Литейного проспекта. Восприемниками (крестными) были: младшая сестра матери Людмила Васильевна Голенищева-Кутузова и коллега отца инженер-строитель Николай Павлович Высоцкий.





До 1932 на месте, где ныне возвышается серо-казенное здание в конструктивистском стиле, стоял красивый белоснежный храм с большим куполом и двухъярусной колокольней, портал которого украшал ионический портик. Двенадцать колоколов ежедневно созывали верующих на молитву. В престольный праздник здесь собирались для торжественного богослужения служащие артиллерийского ведомства.
История храма связана с возникшим в 1713 Литейным двором, где отливали пушки для русской армии. Неподалеку от него Синод в 1721 разрешил выстроить часовню, а в августе 1729 для мастеровых деревянную церковь, освященную 13 мая 1731 во имя прп. Сергия. До этого мастеровые молились в тесном „лазаретном покое“. Простояв всего шесть лет, церковь сгорела и была заново отстроена по проекту И. Я. Шумахера, но в 1743 ее пришлось перенести в дворцовые слободы (см. приходскую церковь БОЖИЕЙ МАТЕРИ ВЛАДМИМИРСКОЙ), ибо была она „маловместительная“.
Летом 1744 по замыслу того же Шумахера начались работы по возведению каменного храма на средства артиллерийского управления.
Освящение этого храма с приделом свт. Николая и одноярусной колокольней произвел архиепископ Феодосий 24 сентября 1746.
Трехъярусный иконостас изготовил Л. А. Добрынин, а московские иконописцы и грек Папафило написали в нем образа с золотым фоном. Перед клиросом, под резным золоченым балдахином, были сделаны царские места, обитые алым сукном. Так как приделы в храме были холодными, то в нем в 1762–1763 был сооружен дополнительный теплый – во имя Архангела Михаила.
В 1796 был одобрен проект Ф. И. Демерцова и начато строительство нового храма в виде базилики с тремя приделами, двухъярусной колокольней и большим куполом. Составленная смета равнялась 26,7 тыс. руб. Уже 25 сентября 1798 в церкви был освящен придел свт. Николая, a 5 июля 1800 митрополитом Амвросием – главный. Входы были отмечены ионическими портиками. Стены здания были внутри оформлены каннелированными коринфскими пилястрами с золочеными капителями. Позже этот интерьер хвалили „за простоту и строгое изящество“. В 1803 храм стал собором, а в 1832 передан в военное ведомство.
В 1815 старые иконы в приделах заменили новыми и расписали своды. В 1860-е акад. А. А. Зауервейд написал в парусах изображения евангелистов, а на стенах – две большие картины из жизни прп. Сергия.
В 1914–1916 акад. Л. Н. Бенуа провел расширение собора, увеличив с севера и юга существующие приделы, после чего собор стал вмещать 2700 человек. Купол и барабан были сделаны из бетона.
Обновлено было и внутреннее убранство. Художник А. Т. Платунов, при участии С. Т. Шелкова, расписал притвор, купол и своды, а на северной и южной стенах изобразил на полотне два сюжета: „Явление Божией Матери прп. Сергию“ и „Прп. Сергий благословляет Дмитрия Донского“. Лепные работы произвела мастерская А. Н. Савина. Для павших офицеров была создана в 1915 часовня-усыпальница. Из-за войны все работы завершить не удалось.
При храме имелись две часовни: первую построили в 1877, вторую – в 1889 (арх. В. И. Серков) на деньги купца П. И. Долгина в память о спасении в Борках. Иконостас в последней сделали охтяне Кондратьевы, образа написал П. П. Заболотский.
Собор не был богат святынями и интересными художественными произведениями. Кроме напрестольного креста и ковчега с мощами, других реликвий в нем не было. Имелось лишь несколько образов середины XVIII века, набор воздyхов времен Елизаветы Петровны, подаренная кн. П. А. Зубовым бархатная ризница, а также старинные сосуды из меди для освящения воды. Кисти акад. В. К. Шебуева принадлежал заалтарный образ „Бог Саваоф“, В. Л. Боровиковскому приписывалась роспись бронзового киота, сделанного для Александра I. В 1892 престол украсили серебряной одеждой; тогда же акад. А. Р. Бок сделал из гипса Голгофу.
С 1868 при соборе работало приходское Сергиевское братство со школой, приютом и учебно-воспитательным заведением, имевшее домовую церковь в своем здании на Фурштадтской, 19 (см. церковь ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА и прп. СЕРГИЯ РАДОНЕЖСКОГО при приюте и богадельне Сергиева братства).
В 1879, впервые в стране, в соборе начались внебогослужебные духовные беседы, устроенные прот. Димитрием Иоанновичем Никитиным, а десять лет спустя здесь образовался первый церковно-народный хор. В 1809–1823 в храме служил прот. Димитрий Васильевич Малиновский, директор Библейского общества и духовный писатель, в 1849–1870 – прот. Николай Мефодьевич Орлов, популярный в народе проповедник, в 1892–1932 настоятелем был Иоанн Васильевич Морев, редактор „Вестника военного и морского духовенства“.
Собор закрыт постановлением от 31 мая 1932 и через два года частично разобран, хотя состоял под охраной как памятник архитектуры. Часть имущества была отдана в Преображенский собор (см. собор ПРЕОБРАЖЕНИЯ ГОСПОДНЯ Всей гвардии). С использованием прежних стен на месте собора возведено административное здание ОГПУ, занятое ныне милицейским учреждением.
Архивные источники
РГАДА. Ф. 1239. Оп. 3. Д. 62202. Л. 5–8; Д. 82203.
РГИА. Ф. 468. Оп. 1. Д. 4033. Л. 227–228; Оп. 36. Д. 168. Л. 64 об.; Ф. 789. Оп. 13. Д. 215; Ф. 796. Оп. 42. Д. 154; Оп. 170. Д. 1061; Оп. 198. Д. 91; Ф. 797. Оп. 59. Д. 195; Ф. 799. Оп. 26. Д. 1372; Ф. 806. Оп. 5. Д. 8872; Ф. 1293. Оп. 122. Д. 45а.
ЦГИА СПб. Ф. 19. Оп. 1. Д. 29, 685, 2324, 2801, 2907. ОР РНБ. Ф. 40. № 146, 286.
Архив Музея артиллерии и ракетных войск. Ф. 3. Оп. 3. Д. 44; Ф. 6. Оп. 38. Д. 154, 271, 336.
Литературные источники
ИСС. 1878. Т. 6. С. 1–68.
Никитин Д. Я. Сергиевский всей артиллерии собор. СПб., 1878. [Оттиск из ИСС.]
Покровский Н. М. Житие преп. Сергия Радонежского чудотворца и Сергиевский всей артиллерии собор. СПб., 1891. [Оттиск из ВВД.]
ЛМХ. Вып. 2. С. 105–106.
Цитович. Ч. 2. С. 28–32.
Черепенина, Шкаровский. 1996. С. 114–115.
Зодчие Санкт-Петербурга: XVIII век. СПб., 1997. С. 947–948.
ПКНО. 1981. Л., 1983. С. 450.
Периодика
ВВД. 1890. № 10, 12; 1891. № 2, 3, 7, 8, 13, 21.
РП. 1891. № 38. С. 599–602.
ПрЦВ. 1914. № 10. С. 567.



Елена Ивановна Рерих: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Николай Константинович Рерих: | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
Семья Рерихов: | 1 | 2 | 3 | 4 | дальше>>